Фокус-группы – модерируемая групповая дискуссия с акцентом на характеристики мотивации потребителей и их отношения к значимым для исследования вопросам.
В рамках дискуссии появляется множество мнений и аргументов по интересующим исследователя вопросам, групповая динамика и атмосфера раскрепощают участников, каждый из которых в такой атмосфере выражает и отстаивает своем мнение, при этом сохраняется полная свобода обсуждения вопросов.
стандартные фокус-группы (8-10 человек)
мини фокус-группы (4-6 человек)
креативные фокус-группы (дизайн мышление, воркшоп)
Проведение дискуссии проходит в специально оборудованном помещении. Дискуссия проходит под руководством опытного модератора, который лояльно контролирует групповое обсуждение.
Для выявления неосознанных мотивов выбора и поведения потребителей, в рамках фокус-группы используются различные креативные и проективные методики в формате групповых заданий: техника «коллажа», мозговой штурм, работа в минигруппах, mind-mapping и т.п.
Проблемные ситуации для проведения фокус-группы:
Ø Для описания ситуации: проведение поиска возможных путей решения конкретной проблемы, выявления главных факторов изменения ситуации по итогам изучения мотивации потребительского поведения, привычек потенциальных потребителей.
Ø Для определения проблемных точек: помогают сформировать пул наиболее неустойчивых показателей продукта или услуги, определить конкурентные черты, узнать у потребителя возможные варианты разрешения, наиболее удобные именно им. Помогают выяснить, что именно вы знаете и что должны узнать о своем продукте от ваших покупателей.
Ø Для поиска существующих возможностей: определение эффективных методов и подходов работы в востребованных или улучшенных областях, оценка изменения потребностей, стремлений и пристрастий ваших покупателей.
Ø Для роста и проверки возможностей: позволяет обсудить с целевой аудиторией, к чему могут привезти направленные или кардинальные изменения продукта. Какие новые идеи и методы нужно применить в первую очередь? Насколько они будут эффективны? В какой степени изменится конкурентное преимущество и брендовые показатели в целом?
Преимущества метода:
ДОСТИЖИМОСТЬ возможность опроса представителей различных категорий потребления
ГЛУБИНА полное вовлечение участников группы в дискуссию и процесс исследования, повышения искренности и активности в групповой атмосфере, где каждому предоставляется возможность высказаться и быть услышанным
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ демонстрация визуальных материалов, работа с проективными визуальными методиками
СТОИМОСТЬ ниже, чем при использовании массовых методик исследования
КОНТРОЛЬ возможность непосредственного наблюдения за ходом группы, возможность корректировки хода исследования