Применяется при решения проблемных ситуаций или разработке инновационных концепций, создании новых продуктов и услуг с превалирующим влиянием творческого процесса в рамках поиска оптимального варианта.
Основанием данной методики является эмпатия.
В рамках дизайн мышления проводится погружение в потребительский опыт, фокус на индивидуальных мотивах и сценариях поведения представителей целевой аудитории. При этом покупатель выступает не столько объектом изучения, сколько участником исследования, формирующим доработки решений и изменения товара.
Дизайн мышления позволяет создавать не просто внешнюю оболочку товара, но и наполнять его значимыми для потребителя характеристиками, которые формируют лояльность к бренду посредством создания положительного клиентского опыта, эмоционального по своей сути и насыщенного особым для покупателя смыслом.
В основе стэнфордского подхода к методологии лежит шесть этапов проведения дизайн-мышления: «Понимание», «Фокус», «Идеи», «Выбор идей», «Прототип», «Тестирование».
Преимущества метода:
НОВИЗНА Поиск и разработка инновационных продуктов и концепций
ОТРАЖЕНИЕ Основой данного метода является эмпатия – умение взглянуть на мир глазами потребителей, понять их мотивы и ценностные ориентации
ЗНАЧИМОСТЬ Максимально четкое удовлетворение запросов клиентов. Анализ характеристик продукта в контексте совершения взаимодействия потребителя и товара
ГЛУБИНА Метод позволяет работать с «неявным знанием» (tacit knowledge) потребителей, которое они сами смутно могут представить как фактор их выбора. Прототипирование и простые макеты идей позволяют интерпретировать эти мотивы в доступной для коммуникации форме
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ Применим во всех отраслях и узко специализированных направлениях. Предполагает междисциплинарный подход к разрешению поставленных задач
ВКЛЮЧЕННОСТЬ Непосредственное участие представителей специалистов и персонала компании в создание инновационных разработок, что значимо для внутренней организации компании. Рост вовлеченности персонала и корпоративной культуры
Этапы проведения дизайн-мышления
Для этого проводится эмпатия опыта пользователя, которая позволяет понять его проблемы, оценить возможности улучшения пользовательского опыта и проанализировать инсайты клиентов.
Ø Карта стейкхолдеров
Ø Глубинное интервью
Ø Экспертное интервью
Ø Включенное наблюдение
Ø Метод «Мокасины»
Ø Исследование аналогов
Все наблюдения и итоги исследований собираются в общие шаблоны для рабочей группы. Объединенные результаты анализируются, и выделяется самое важное для последующей разработки предложений и концепций.
Ø Карта эмпатии
Ø Карта пути пользователя / Customer Journey Map (CJM)
Ø Кластеризация
Ø Формулировка точки зрения (POV/HMW)
На данном этапе разрабатываются решения для выявленных проблем потребителей, ведется поиск новых рыночных возможностей на основе сформированных ранее инсайтов клиентов. Цель этапа – создать как можно большее количество разнообразных решений, для этого чаще всего применяется методика «Мозговой штурм».
Проводится отбор лучших идей с точки зрения полезности для потребителя, новшества на рынке и возможностей реализации. На основе отобранных идей будут создаваться быстрые прототипы новых товаров, услуг. Методики разработки на этапе:
Ø Диаграмма Венна
Ø Product Evolution Canvas
Создание макетов отобранных идей, работоспособных прототипов с основными функциями, нововведениями или улучшениями продукта. Прототипы помогут понять сильные и слабые стороны сгенерированных идей путем практического апробирования на этапе тестирования, собрать корректные отзывы по продукту.
Ø Бумажное прототипирование
Ø Прототипирование опыта
Ø Видео-прототипирование
Ø Лего-прототипирование
Получение обратной связи по итогам тестового апробирования разработанных макетов. Определяется сценарий тестирования и список вопросов для уточнения сильных и слабых мест представленных концептов, проводится наблюдение за использованием потребителями новых прототипов товаров. Сбор итоговых отзывов от потребителей поможет доработать все характеристики нового продукта.