Анализ уже имеющейся в документальных источниках статистической информации и поиск как можно большего объема информации об объекте исследования.
Чаще всего используется в специальных разведывательных исследованиях, когда отсутствует информация по объекту исследования, нет данных по ситуации на рынке, проблемной ситуации.
Выделяют два основных вида анализа документов:
Неформализованный (традиционный): логическое выделение сути анализируемого материала с точки зрения на объект, интересующей нас в рамках проблемы и задач исследования. Применение данного вида связывают с эффектом влияния субъективности исследователя, преодоление которого связано с применением формализованного анализа документов.
Формализованный (контент-анализ): анализ, основанный на количественном представлении текстовых единиц и смысловых категорий, поддающихся статистической обработке. Основным достоинством метода является анализ латентного, скрытого содержания коммуникации через проявление его в структуре текста (ценности, мотивы, установки поведения), и на основе анализа групповых характеристик оценивается эффективность коммуникационного воздействия.
Преимущества метода
ЭКОНОМИЧНОСТЬ не требует больших финансовых и временных затрат. Не требует выделения времени для проведения полевого этапа исследования и сбора данных для анализа, материалы доступны в официальных и общественных документах
ОБЪЕКТИВНОСТЬ сбор информации для анализа из независимых источников, исключается влияние интервьюера или исследователя
ДИНАМИКА возможность получить данные не только о текущем состоянии объекта, но и о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно
ЗОНДИРОВАНИЕ получение информации о новых, малодоступных для непосредственного изучения сфер деятельности
ГЛУБИНА сбор большого количества информации о различных сторонах и характеристиках исследуемого объекта обеспечивает многофакторную оценку ситуации